ФЭНДОМ

Сампы - народ, раньше населявший северо-восточную оконечность Арка, нынче частью вошедший в состав новых народов, частью ведущий замкнутый образ жизни в труднодоступных районах.

История и настоящее положение дел.

Некогда сампы населяли территорию нынешнего континентального Бурзумхейма, Унтамолы и большей части Гардарики.

Не имели государственности, жили небольшими общинами, плохо умели обрабатывать металлы, уровень материальной культуры - довольно низок, нравы их были мягкими, с сильным влиянием матриархата. Несмотря на свою многочисленность, в силу раздробленности и отсутствия серьезного боевого опыта, легко покорены гиперборейскими пришельцами.

Сампы были не столько уничтожены, сколько поглощены "народами моря", влив свою кровь в жилы славов Гардарики и унтамолийцев. В Бурзумхейме масса податного населения имеет именно сампское происхождение.

В настоящее время племена сампов, сохранившие свою идентичность, живут в Унтамоле, Сааремской Пустоши и Гардарике. Сампы как и прежде живут небольшими селениями, разбросанными среди лесов. Занимаются лесными промыслами, рыбалкой, в меньшей степени - примитивным огородничеством. С внешним миром стараются контактировать мало, но ведут меновую торговлю - пушнину обменивают на железное оружие и орудия труда.

Внешность.

Сампы как правило среднего роста, или даже меньше, худощавого сложения, с очень светлыми волосами и кожей, обычно - сероглазые.

Враги и союзники.

Из-за своей военной слабости сампы рассматриваются большинством соседей как объект набегов, но бедность спасает их от завоевания. Часть племен стараются просто изолироваться от окружающего их мира, забираясь как можно глубже в леса, но другие ищут покровительства у гардарийских князей.

Самыми заклятыми врагами сампов являются Изгои, которые угоняют их в рабство и продают в Бурзумхейм.

Военное дело.

Сампы - плохие воины. Лично самп может быть умелым стрелком (как правило так и есть), выносливым, ловким и храбрым человеком, но у сампов нет воинской традиции, отсутствует само представление о ближнем бое.

Когда дело доходит до вооруженного противостояния между племенами, оно проходит в перестрелках, засадах, или поединках лучших охотников и вождей. Оружие сампов это оружие охотников - луки,копья, дротики. В ближней схватке используют ножи. Встречая врага, сампы используют засадную тактику.

Мифология сампов.

Сампы почитают творца мира бога-птицу Илмара. Однако его считают далеким от дел людей и не вмешивающихся в повседненвную жизнь.

Среди наиболее почитаемых богов - Громовник Тьермес, солнечный бог Пейве, бог ветра Пьегг-ольмай, Рананейда - богиня весны и плодородия.

К божествам, от которых зависели охота и промыслы, относился Лейб-ольмай, Луот-хозик - хозяйка оленей, женщина, покрытая оленьей шерстью, богиня Аккрува, женщина с рыбьим хвостом, от которой зависит удача в рыбной ловле .

Божества подземного мира мёртвых - его повелитель Туони, бог болезней и смерти, изображавшийся в виде всадника, и Ябме-акка, «мать мёртвых», дочь Радьян-атче. Сампы так же верят во множество мелких духов, и каждое племя имеет своего предка-покровителя.

Шаманы играют большую роль в жизни племен, часто большую, чем вожди.